Демонтаж объектов
В строительстве возникают ситуации, когда необходим полный или частичный демонтаж объектов промышленного или жилищно-гражданского назначения. Снос зданий и сооружений является трудоемким и сложным процессом. Поэтому выполняющее демонтаж объектов предприятие должно иметь группу инженерной подготовки, которая разработает технологические карты на производство демонтажных работ с учетом параметров демонтируемого сооружения.
Первичным документом, на основании которого выполняется демонтаж объектов, является проект. В этом разделе указываются конкретные здания, подлежащие сносу, подсчитываются объемы предстоящих работ по ликвидации объектов, определена необходимость выплат компенсаций владельцам сносимых зданий. Чертежи на демонтаж объектов подлежат государственной экспертизе, на основании заключения которой выдается разрешение на начало строительно-монтажных работ. После получения разрешения начинается подготовка строительства. Первоначально выполняется ограждение строительной площадки, причем эти конструкции должны выдерживать нагрузки от возможного попадания обломков. После этого совместно с коммунальными службами выполняется полное отключения подлежащего разборке здания от электричества, воды, тепла, газа, разбираются канализационные выпуски.
Демонтаж объектов производится тремя способами: ручным, механизированным и взрывным. Ручная разборка выполняется в условиях высокоплотной застройки, при реконструкции промышленных предприятий без остановки производства, т.е. в условиях, когда необходима осторожность. Взрывной способ выполняется при сносе сложных инженерных сооружений и крупных зданий, когда даже механизированный способ занимает время. Применение такого метода требует точного расчета мощности зарядов и мест их закладки и гарантий безопасности для расположенных поблизости строений и людей. Однако в отечественной практике задача решается чаще механизированным способом: механизмами на базе экскаваторов с гидравлическими манипуляторами, бульдозерами и экскаваторами.
Технологически демонтаж объектов делят на четыре этапа. Первый этап – это подготовка здания к сносу. Сюда, кроме отключения здания или сооружения от коммуникаций, относится разборка внутренних сетей водопровода, канализации, отопления, сантехники, технологического оборудования, демонтаж кровли, при необходимости удаление оконных рам. Вторым этапом является собственно снос, выполняемый одним из трех рассмотренных выше методов. Третий этап заключается в сортировке, а при необходимости измельчении крупногабаритных обломков, конструкций, к их погрузке на автомашины. На заключительной стадии арматура отделяется от бетона, грузится на автотранспорт и отправляется на пункты сбора металлолома. Обломки кирпичных и бетонных конструкций вывозятся к местам утилизации, где дробятся. Кирпичная крошка используется в декоративных целях, а полученный в результате измельчения бетона щебень используется в транспортном строительстве как балласт для железнодорожных путей и материал для отсыпки автомобильных дорог. Специальные мероприятия приходится предусматривать, когда необходим демонтаж объектов специального назначения – резервуаров, дымовых труб, нетиповых конструкций - арок, рам, оболочек покрытия.
Одной из первых компаний, специализацией которых стал демонтаж объектов, является ЗАО «Демонтаж-Сервис». Менеджмент компании собрал сильную команду квалифицированных ИТР, рабочих и механизаторов, за плечами у которых не одна стройка. Члены команды не утратили интереса к новому, поэтому каждое новое задание для них становится местом приложения нестандартных идей и новаторских предложений.